А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО...
Сценарий фильма был напечатан в седьмом номере журнала «Искусство кино» в 1986 году. Жанр картины режиссёр А. Сурикова и сценарист Э. Акопов определили как «ироническая фантазия в стиле вестерна». Позже Сурикова признавалась, что фильм начался для неё не со сценария, а с того момента, как она поняла, что мистера Фёста, решившего изменить мир при помощи кино, должен играть Андрей Миронов. Первоначально сценарий фильма Миронову не понравился, и Сурикова взяла актёра в настоящую осаду; узнав, что сценарий лежал на полке «Мосфильма» уже в течение 5 лет и никого, кроме Миронова, режиссёр в этой роли не видит, Миронов растрогался и дал своё согласие. В своём интервью перед отъездом на гастроли в Прибалтику Миронов сказал: «Что-то меня сразу подкупило в Фёсте, подружило с ним. И то, что он по-своему Дон Кихот, и то, что, если можно так сказать, он не просто чудак, а очень своеобразный счастливый неудачник или неудачливый счастливец».
Режиссёр в мемуарах вспоминала, что актёр включился в работу над картиной значительно раньше, чем это обычно делает исполнитель, ещё на стадии первых прикидок режиссёрского сценария. Он много фантазировал, размышляя не только об образе главного героя, но и над биографиями и поступками остальных персонажей, спорил с режиссёром. Так, по словам Суриковой, именно Миронов нашёл «наиболее выразительное и точное завершение» экранной судьбы героини фильма Дианы Литтл[14]. Дианой могли быть Ольга Кабо или Ирина Розанова, но их пробы были неубедительными; окончательный выбор предоставили Миронову, и ему больше всех понравилась Александра Яковлева.
На роль Билли Кинга практически уже был утверждён Алексей Жарков, а Николаю Караченцову режиссёр предлагала сыграть Чёрного Джека. Но актёру это предложение показалось неинтересным, и он напросился на Билли Кинга, убедив режиссёра на пробах в постановочной драке с каскадёром Александром Иншаковым. Жарков после этого несколько лет не разговаривал с Суриковой. Чтобы быстро найти актёра на роль Чёрного Джека, Сурикова пошла на хитрость — позвонив Боярскому, сказала, что Миронов лично хочет видеть в этой роли его.
Съёмки фильма проходили летом и осенью 1986 года в Крыму. Начало и заключительные эпизоды были сняты в окрестностях Белой скалы (Ак-Каи), недалеко от Белогорска. Декорации городка Дикого Запада были возведены на берегу Тихой бухты под Коктебелем.
Фильм содержит отсылки ко многим классическим вестернам и некоторым другим фильмам. Миронов сожалел, что в фильм не вошла песня «Всё кончено»: «Там ведь такие слова пронзительные были: „Каждому своё, тебе — забава, мне — мученье, а время лечит только тех, кто болен не смертельно…“».
Официальная афиша фильма пародирует картину Рафаэля «Сикстинская мадонна». Это последний фильм, в котором Андрей Миронов сыграл главную роль.
ЦИТАТЫ:
* * *
- Вы что, собрались в наши края без оружия?
- Я приехал не убивать.
- Тогда убьют вас!..
* * *
- Не понимаю, как вы можете читать в такую минуту? Неужели вам не страшно?
- Когда у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна...
* * *
- Десять против одного, сэр, что вы двумя руками держитесь за Библию!
- Ну, для меня, скорее, это - священное писание!
- Готовитесь к лучшей жизни?
- И вам того же желаю.
- Ха-ха-ха, я не тороплюсь. И вас не тороплю...
* * *
- Когда я отправил на тот свет свою первую дюжину, моя матушка сказала мне: - "Джек! Если ты в чём-то и виноват, то только в том, что не встретил на своём пути хорошего человека!"..
* * *
- И потом - ни одна страховая компания не поверит моей расписке.
- Это если заранее не договориться с её президентом. Деньги все любят...
- Запомните, джентльмены: эту страну погубит коррупция!..
* * *
- Ну зачем ты вышла за меня замуж?
- Я не знала, что ты такой болван!
- Знала! Знала! Знала! Знала!..
* * *
- Миссис Паркер! И не забудьте - десять капель - перед стрельбой! Перед! Нет, вы меня поняли?
- О-ох... Оп!Да пошёл ты!..
* * *
- Значит, вам нечего мне сказать?
- Настоящему мужчине всегда есть, что сказать! Если, конечно, он - настоящий мужчина!
- Мистер Кинг, ваш бифштекс!
- Сэр, это был мой бифштекс.
- Вот именно, ваш! Ха-ха-ха!
- Гарри! Запиши за мной десять долларов!
- Пожалуй, все двадцать, Гарри!..
* * *
- Ну что - отдохнём?
- Поехали?
- Поехали! (начиная драку)...
* * *
- Лети!
- Это серьёзно, Билли! Это восемьдесят!
- Вчера это стоило пятьдесят?
- Инфляция!...
* * *
- Эй, Гарри! Какой у меня счёт?
- Сто восемьдесят, Билли!
- Доведём до ровного!
- Улетай, красавец!..
* * *
Солдата любят за монету,
А командира - за мундир
А вот за что я люблю ковбоя -
За то, что он такой один!
Ковбой - герой волшебных снов Меня волнуешь
ты, не скрою Ковбой, хоть пару нежных слов
Найди - и я пойду с тобою
* * *
Артиста любят за искусство,
А музыканта - за игру
А вот за что я люблю ковбоя -
Скажу ему лишь одному!
* * *
Ковбой, ты парень хоть куда
Ты сердце мне давно тревожишь
Ковбой, ты смел, но вся беда
Что ты двух слов связать не можешь
Хоть ради меня пойди и свяжи -
Тебя всегда услышу я
Ты только скажи, скажи...
Тебя я услышу,
Скажи, я услышу Тебя я услышу...
* * *
- Я ее люблю!
- Дружище, твои дела безнадёжны. Сердце мисс Литл неприступно, как Форт Нокс.
- Форт Нокс - это хранилище золотого запаса нашей страны.
- Выпей лучше...
* * *
- Никогда не пей эту гадость! Привыкнешь - и жизнь твоя не будет стоить ломаного цента!..
* * *
- Вот так мы отдыхаем, Джонни. А душе хочется чего-то другого...
* * *
- У тебя есть белая простыня?
- Джонни, Джонни...
- Да нет, ты меня неправильно понял!
- Извините!
- У кого есть белая простыня? Я бы мог...
- Билли! Сдаётся мне, твой друг хочет обидеть нас!..
* * *
- У меня есть белая простыня. У меня есть даже две белые простыни. И обе они - ваши!
- Сдаётся мне, Форт Нокс выкинул белый флаг?
- Ага...
* * *
- Если вас не затруднит, не будете ли вы столь любезны оказать мне услугу и послать кого- нибудь просто...
- Ты что, оглох?..
* * *
- Билли, Билли, Билли! Сдаётся мне, два оскорбления в один день - это многовато! Мало того, что эту штуку повесили на стену, нас заставляют ещё смотреть на неё!
- Джентльмены, неужели вы могли подумать...
- А я, мистер Фёст - к вашим услугам!..
* * *
- В мире не было ничего, что могло бы вызвать страх в моём сердце. Сдаётся мне, вам это удалось. Я не пожалею оставшегося глаза, чтобы вновь испытать это чувство!..
* * *
- Мистер Фёст, ваше изобретение - просто чудо! Парни так изрешетили стену моего заведения, тут ремонтом долларов на сто пахнет!
- Но синематограф - не моё изобретение. Я всего-лишь верный слуга его...
* * *
- Разрази меня гром, если эта ваша штука не прочищает мозги лучше, чем виски!
- Джентльмены! Кто-нибудь может упрекнуть меня в том, что я не плачу за свой виски?
- Не может!
- Платил-платил, всегда!
- Мистер Фёст! Я - ваш!..
* * *
- Сдаётся мне, джентльмены, это была комедия!..
* * *
- Уверен, что вы понимаете, что эти восторги хороши, особенно когда они обращены в звонкую монету! Я думаю, тридцать процентов будет в самый раз. Понимаю - цифра не для делового человека. Что вы скажете о сорока процентах?..
- Э-э..
- Хорошо! Пятьдесят! Но это уже грабёж...
- Мне ничего не нужно.
- Когда я вижу перед собой человека, которому ничего не нужно, я понимаю, что ему нужно всё!..
* * *
- Поэтому, Вы меня извините, упоминание о деньгах кажется мне кощунственным. Единственное, что я могу позволить - это продажу билетов на сеансы. И то - по самой низкой цене. Ну, только чтобы оправдать доставку новых лент.
- Старею, старею... Два раза ошибиться в одном и том же человеке - такого со мной раньше не было.
- Решайте же! В ваших руках будущее синематографа...
* * *
- Доброе утро!
- Для кого доброе, а для кого - может быть, и последнее, сэр!
- Я бы хотел заказать у вас нечто, похожее на большой ящик.
- Это называется гробом, сэр.
- Ну, я бы, скорей, назвал это колыбелью новой жизни.
- Вы философ? Что кончали? Гарвард? Высшие курсы в Вашингтоне? А, впрочем, что я говорю... Где сейчас в нашей стране готовят философов?
- Вы заканчивали университет?
- Увы...
* * *
- Вам размеры уже известны?
- Да-да-да-да.
- Ну, покажите.
- Будьте любезны, в центре я попросил бы вас прорезать мне окошечко.
- Угу...
- Это, наверное, презабавно - из того мира взглянуть на этот!..
* * *
- А вот с обратной стороны - дверь. Чтобы можно было войти и, когда надо - выйти.
- Первый раз вижу, чтобы покойника готовили к такой активной загробной жизни!..
* * *
- Пошёл вон, отец мой!
- Ты ещё пожалеешь, дочь моя!..
* * *
- Простите, я думал, что здесь живёт мисс Диана Литл!
- Ох, извините, мистер Фёст! Я не думала, что это вы.
- Разве у такой очаровательной девушки могут быть... У такой девушки могут быть враги?
- Враги? Если бы! Поклонники, чёрт их побери!..
* * *
- Если б вы знали, как в наше время трудно оставаться порядочной девушкой!
- Ну, особенно если эта девушка так прекрасна, как вы!..
* * *
- О, Джонни! Ты - первый человек в моей жизни, который подарил мне цветы! Теперь моё сердце навек принадлежит вам...
* * *
- Черт побери! Живут же люди. Влюбляются. Ходят в театры. В библя...
- Не выражайся, Билли!
- А как они ведут себя? Простите, пожалуйста... А вот ты, Хью, в своей жизни хоть раз произносил слово "пожалуйста"?
- Да заткнись ты, ради бога. Без тебя тошно!
- А-а-а! А тот бы джентльмен сказал: Заткнись, пожалуйста, Хью!..
* * *
- Да что там говорить, все мы - дерьмо и плаваем в дерьме!
- Сдаётся мне, Билли Кинг, ты хочешь обидеть нас.
- Возьми мой кольт, Мартин, и пристрели меня, если я не прав.
- Я просто думаю "дерьмо" - это не то слово, которое следует употреблять в порядочной компании.
- Согласен. Извините меня, джентльмены. Пожалуйста...
* * *
- Моя лошадь занимала очередь с утра!
- За Билли был я!
- Это нонсенс, Хьюго! За Билли был я!
- За мной - Мартин, а вас мы вообще не видели!..
* * *
- Денли, клянусь честью - я разорён!
- Плачу два раза в день! Первый раз - вечером, когда смотрю фильму, второй раз - утром, когда подсчитываю убытки!..
* * *
- Мистер Паркер, прошу вас.
- Бобби, ну не даёт мне моя сегодня денег! Понимаешь, она говорит - если приходишь домой трезвый и без синяков, значит, был не в салуне, а у девок! Я тебя прошу! Ну вот, смотри - еле вырвался!
- Нет!
- Мистер Бобби, ну в последний раз!
- Мистер Томпсон! Я пропускаю вас в кредит уже вторую неделю! Освободите проход!
- Да? Хорошо. Тогда я пристрелю вас.
- Стреляйте! Но на моё место придёт другой!..
* * *
- Томпсон, что за манера - входить в зал после третьего выстрела?..
* * *
- Мартин, если можешь, поставь мне фонарь! Я тебя даже прошу. Очень нужно! Это для моей старухи.
- Да вы с ума сошли! Томпсон, как я могу ударить человека? Да за кого вы меня принимаете?!..
* * *
- Твой синематограф - это целый мир! Ты открыл мне удивительное, волшебное окно!
- Которое я закрою!
- Господин пастор! Синематограф - это лекарство для страждущих!
- И опиум для народа!..
* * *
- И где он? А вон! Вот ваш бифштекс, мистер Кинг!
- Гарри!!!
- Я слушаю тебя, Билли!
- Да я... Благодарен вам, сэр, что вы мне напомнили, что это был мой бифштекс.
- Ну-у-у?! Ты что-то хотел сказать?!
- Я хотел сказать, Гарри, что пора подавать к ужину вилки. Не пристало джентльмену есть с ножа!
- Тьфу!..
* * *
- Простите, сэр, но я позволю себе заметить, что вы находитесь в месте, где демонстрируется фильма! У нас не принято распивать спиртные напитки, а тем более - приносить их с собой.
- Да пошёл ты к чёрту со своей фильмой! Этот.. Этот дерьмовый синематограф превратил вас в трусливых мулов!
- Я не ослышался, сэр? Вы сказали: Дерьмовый синематограф?
- Да, да! Дерьмовый синематограф! И трусливые мулы!
- Мулов я вам прощаю. Но только мулов! Не будете ли вы столь любезны оказать мне одну услугу?
- А-а-а-а! Наконец-то!
- Не здесь. Мне не хотелось бы осквернять это место...
* * *
- Он не любил синематограф...
* * *
- Я отравлен синематографом... Фильмы заменили мне всё. И я иногда с ужасом чувствую что они мне становятся дороже денег! Я прошу, отец мой, совета. Я разрываюсь надвое!
- Сын мой! Внимай голосу сердца своего.
- А-а!
- Ибо Господь говорит с тобой через него!
- Отец мой, тогда я просто разорюсь!
- Сын мой, слушайся голоса разума своего. Ибо Господь наградил тебя им, чтобы ты мог услышать его!
- Что, значит - прогнать Фёста? А синематограф? Неужели я никогда больше его не увижу?
- Неужели ты думаешь, что за твои жалкие десять долларов Господь будет терпеть твои колебания?..
* * *
- Джонни, я хочу, чтоб у нас был бэби. Сегодня. Сейчас!
- А... Сейчас? Но это невозможно! Моя дорогая, кх-хмм... Всему своё время, надо сначала пожениться!
- Ты меня обманываешь, Джонни? Ты не хочешь бэби?
- Ну-у...э-э..
- В твоих фильмах люди целуются, а через минуту у них появляется бэби! Мы с тобой столько уже целовались...
- Видишь ли, Диана. Как тебе это объяснить? Это называется монтаж. Ну, люди сначала целуются.
- Угу.
- Потом проходит время - может, месяц, а может быть - год. Потом они женятся, проходит ещё время, и у них появляется бэби. Так вот, в синематографе всё это время выбрасывают. Делают монтаж. Поцелуй - чик - свадьба - чик - и - бэби!
- О, Джонни, я хочу, как в синематографе! Прошу тебя - сделай монтаж!
- Диана...
- Джонни...
* * *
- Чёртова баба! Теперь нам крышка.
- Хью! Как можно так отзываться о даме? Сейчас я её шлёпну... Хм-м... Не поднимается рука на женщину!..
* * *
- Я не вижу среди вас женщины, бледнолицей, с волосами подобно утренней заре.
- Среди нас не было женщины!
- Ложь не к лицу воину.
- Эх, хотя бы один патрон! Уж я бы не промахнулся в эту раскрашенную обезьяну!
- Я прощаю бледнолицему его слова. Он мог не слышать о сэре Чарльзе Дарвине и не знать, что обезьяна - наш общий предок...
* * *
- Хотел бы я знать, что за штуку они сюда тащат.
- Похоже на гильотину...
- После "сэра Чарльза Дарвина" я от них могу ожидать электрического стула...
* * *
- Нет, нет, нет, нет! Я никогда не сяду в один ряд с индейцем!
- Мистер Этвуд! Синематограф не знает границ и рас! Перед экраном все равны!
- Джонни, ты святой!..
* * *
- Ну куда же вы? Пап, а я?
- Мал ещё!
- Да? Мал? Как на тропу войны - так не мал! А как на фильму...
- Стыдись, Белое перо! Ты ещё не отпраздновал свою шестнадцатую весну...
* * *
- О, бледнолицый брат мой! Скажи, не собирается ли синематограф обратиться к жизни команчей? У меня есть потрясающий сюжет!
- Да, да - потрясающий!..
* * *
- Я видел это, и разум мой был помрачён! Не под покровом ночи, не за глухими стенами и заборами, а с белой простыни дщерь человеческая даровала мужчине свой поцелуй! Исчадие разврата и порока - вот что такое синематограф!..
* * *
- Сдаётся мне - это похуже нападения индейцев.
- Пожалуй, надо идти его спасать.
- Хо-тим филь-му! Хо-тим филь-му!
- Женщина - тоже зритель!
- Хо-тим филь-му!
- Я думаю так, Пеппи: если женщина что-то просит, то ей надо непременно дать. Иначе она возьмёт сама!
- Билли, заряжай!
- Окей, Джонни!..
* * *
- Сеанса не будет...
- Будет, Гарри! Будет! Искусство не горит!
- Да?
- Да!
- Правда?
- Ну!
- Ты знаешь, я так рад! Билли, я просто счастлив! Ты же знаешь, как я люблю синематограф!
- Знаю!
- А-а-о-у!
- Идём, поговорим о том, как ты его любишь. Я надеюсь, этот разговор ты запомнишь надолго, мой друг!..
- Пус..пусти, больно!..
* * *
- Девушка, которая не уберегла для своего будущего мужа самое дорогое, что есть у неё, заслуживает смерти!..
* * *
- Искусство, Кончита, требует жертв!..
* * *
- Ещё! Давай по печени, по печени!
- Класс!
- Откручивает голову.
- Сейчас должна хрустнуть черепная коробка!
- Ай, какая большая, жирная, вкусная рука!
- А теперь пальчик!
- Ухо! А-а-а!
- Энди! Энди, ты забыл второе ухо!
- Прекрасно! Парни, это и есть настоящая жизнь!
- Сейчас он ему ногой, ногой!..
* * *
- Как вы могли? Как вы могли смотреть эту гадость?!
- Гадость, гадость, ну прям-таки жуткая гадость! Если бы вы знали, как я тоскую по вашим фильмам, мистер Фёст! Они ведь и в самом деле могли сделать меня человеком! Но истина, мистер Фёст, заключается в том, что в нашей стране только деньги могут сделать джентльмена человеком. А фильмы мистера Секонда приносят мне деньги!..
* * *
- Мистер МакКью, я всегда подозревал, что бизнесмен убьёт в вас зрителя. Но ты, Билли! Неужели тебе это могло понравиться?
- Да я вообще только одним глазком!
- Парни! Кончайте эти сопли! Вас ждёт вторая серия!..
* * *
- Отныне и навсегда мой кольт и мои кулаки к вашим услугам! Но, прежде чем мы отправимся отсюда с вами, я должен отомстить мистеру Секонду. Он осквернил имя синематографа. Он сеет зёрна ненависти в души зрителей. Он должен умереть!
- Не надо, Джек. Каждому своё. Будущее нас рассудит. В дорогу! Наш зритель ждёт нас..