info@artkinoprokat.com +7 (967) 014 27 18 (what's app)
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ШЕДЕВРА

ФИЛЬМ КАРЕНА ШАХНАЗАРОВА
Цареубийца
В КИНОТЕАТРАХ С 23 СЕНТЯБРЯ 2021

+ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ БОНУС:
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ
Режиссер Карен ШАХНАЗАРОВ
Директоры фильма Бенжамин БРЭМС,
Владимир ДОСТАЛЬ, Кристофер ГЭВОР
Авторы сценария Александр БОРОДЯНСКИЙ, Карен ШАХНАЗАРОВ
Оператор Николай НЕМОЛЯЕВ
Композиторы Джон ОЛТМЕН, Владислав ШУТЬ
Художники-постановщики Людмила КУСАКОВА, Вера РОМАНОВА
В главных ролях Малкольм МАКДАУЭЛЛ, Олег ЯНКОВСКИЙ,
Армен ДЖИГАРХАНЯН, Юрий ШЕРСТНЕВ

СССР-ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, 1991 г.

длительность: 98 минут
премьера: 1991
производство: СССР, Мосфильм
возраст: 12+
психологический триллер на сломе эпох
язык: русский
копия: цвет
полная реставрация изображения и звука
выполнена киноконцерном Мосфильм
формат: DCP
ПУ: 111028314 от 21.12.2014
УНФ: 245 от 26.04.1999
выпуск компанией Арткино Прокат: c 23 сентября 2021


Кинопоиск: 7.5 из 10
IMDb: 6.9 из 10

АртКино Прокат предлагает в повторный выпуск психологический триллер Карена ШАХНАЗАРОВА «ЦАРЕУБИЙЦА» - к 30-летнему юбилею фильма и после полной реставрации изображения и звука. Показы фильма будут сопровождаться эксклюзивным бонусом - видеорассказом о том, как создавался шедевр.
Фильм великолепно написан, снят и сыгран. Не смотря на то, что и другие мастера экрана касались темы царской семьи, "Цареубийца" в этом ряду стоит особняком и навсегда сохранит свою оригнальность. Блестящая сценарная находка - показать трагические события убийства царской семьи в июле 1918 года не как историческую реконструкцию, а в ходе исследования частного психического расстройства снимает возможные конфликты мнений на эту чувствительную тему, хотя все эти события были для съёмок изучены и восстановлены в фильме с максимальной и скрупулёзной точностью.
А уж дуэт/дуэль двух великих актёров из двух великих стран - Олега Янковского и Малкольма Макдауэлла - останется в истории кино одним из самых ярких актёрских тандемов, а их роли - одними из лучших в их собственных творческих биографиях.
Особенно интересно осознать. что эта картина, созданная на сломе эпох, по сути - последний фильм советского времени. Премьера картины в Советском Союзе состоялась в октябре 1991 года, а уже в декабре само это государство перестало существовать. До этого в мае она была показана во Франции на каннском кинофестивале как советский фильм и знаменательно, что она повествует о финале дореволюционной царской России. Тем временем, до канонизации царственных страстотерпцев оставалось совсем немного...

Вот такой фильм ! Спешите увидеть !

СЮЖЕТ:
Психиатр Смирнов (Олег Янковский) ведет дело пациента с раздвоением личности. Больной Тимофеев (Малкольм МакДауэлл) идентифицирует себя с убийцами российских императоров Александра II и Николая II совершившими свои злодеяния в 1881 и 1918 годах. Чтобы освободить больного от маниакальных фантазий, психиатр пренебрегает предостережениями своего коллеги (Армен Джигарханян) и решается на шоковую терапию. Замысел - начать с ним общаться от имени Николая II, а потом показать ему, что он — просто его врач, и, таким образом, убедить Тимофеева, что и он не является тем, кем себя воображает. Сначала всё идёт так, как планировал Смирнов: Тимофеев безоговорочно верит, что общается с царём. Однако вскоре ситуация выходит из-под контроля врача…
трейлер
#macdowell #шахназаров #янковский #канны
КАННЫ 1991 г.
Номинация на Золотую Пальмовую Ветвь
Международного Каннского Кинофестиваля 1991 г.
#мосфильм #романов #царь #ника #психиатрия
НИКА 1992 г.
Победитель :
  • Лучшая мужская роль ( Олег Янковский )
  • Лучшая работа художника по костюмам
ПРЕМЬЕРНЫЕ СПЕЦПОКАЗЫ -
отличная возможность узнать много нового и неожиданного о любимом фильме.
    20 сентября 19ч30 - Формула Кино Европа
    Объединенная сеть кинотеатров «Синема Парк» и «Формула Кино» приглашает на специальные показы одной из самых известных картин Карена Шахназарова «Цареубийца».


    Этот последний «советский» фильм, представлявший СССР на кинофестивале в Каннах, вышел на экраны в ноябре 1991 года за несколько недель до развала советского государства и, к чести его создателей, не утратил к сегодняшнему дню своих высоких художественных качеств и остроты сюжета.

    Дуэт/ль двух великих актёров – Олега Янковского и Мальколма Макдауэлла – в этом фильме навсегда останется примером лучших работ в их творческой биографии. Именно после этого фильма Карен Шахназаров получил мировую известность.

    В московском кинотеатре «Формула Кино Европа» картину представит руководитель дистрибьюторской компании «Арткино прокат», руководитель киношколы «Артерия кино», кинорежиссёр и киновед Сергей Тютин. Впервые публике будет показан его новый документальный фильм «Как создавался шедевр», в котором рассказывается об удивительной истории создания культового фильма «Цареубийца».

    В событии также примет участие знаменитый художник по костюмам Вера Романова, которая получила за костюмы к фильму премию «Ника». Она расскажет зрителям как одевалась царская семья.

    • Специальные показы картины в других городах будут представлены спикерами:
    - Санкт-Петербург, Синема Парк Галерея – кинообозреватель Ольга Логинова, (Киноклуб «Синемания»)
    - Воронеж, Синема Парк Галерея Арт – Илья Клюев (Киноклуб «Дай пять»)
    - Красноярск, Синема Парк Галерея Енисей — культурологи Инна Конюкова и Вячеслав Зобов (КГБУК «Енисей кино»)
    - Нижний Новгород, Синема Парк Фантастика – киновед Марина Замятнина
    - Новосибирск, Формула Кино Аура – киноэксперт, психоаналитик Дмитрий Владимирович Нещадим
    - Саратов, Синема Парк Триумф – кинообозреватель Виктория Черемухина
    - Сочи, Кино Море Молл – кинообозреватель Ольга Чекерес (Киноклуб «Синемания»)
    - Ставрополь, Синема Парк Космос – кандидат психологических наук Наталья Осипова (Киноклуб «Внутренняя империя»)
    - Тюмень, Синема Парк Гудвин – кинооператор и член жюри всероссийского кинофестиваля «Встречи на Вятке» Ксения Булдакова
    - Ульяновск, Синема Парк АкваМолл – кинообозреватель Анна Карвалейру

    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

    • Съёмки проходили в психиатрической больнице № 16, расположенной в Берлюковской пустыне.
    • По воспоминаниям Шахназарова, изначально задумывалось, что главные роли будут исполнять Янковский и МакДауэлл. Но если с Янковским была предварительная договорённость, то как договориться с МакДауэллом Шахназаров себе даже не представлял. Однако, актёр согласился сниматься после того, как прочитал сценарий и встретился с Шахназаровым на Каннском кинофестивале. Работая над фильмом, МакДауэлл несколько месяцев прожил в Москве на скромной съёмной квартире. Его гонорар составил два миллиона долларов.
    • Художник картины Людмила Кусакова рассказывала, что для съемок пришлось воссоздавать дом купца Ипатьева, который был полностью разрушен. Она пыталась найти хоть какие-то сведения о доме, в городском музее, разговаривала со старожилами. Случайно обнаружилось, что в местном ЖЭКе сохранились копии планов этажей дома, и по ним впоследствии были построены в павильонах интерьеры. Одну лестницу пришлось развернуть на 90 градусов, потому что она не умещалась в павильоне.
    • Фильм снимался на двух языках — русском и английском.
    • Фильм – победитель в номинации Лучшая мужская роль (Олег Янковский), «Лучшая работа художника по костюмам, также номинирован на Лучший сценарий», «Лучшая работа художника-постановщика» на фестивале Ника, 1992 год. Номинирован на «Золотая пальмовая ветвь» на Каннский кинофестиваль, 1991 год.

    ЗАМЫСЕЛ:
    Отправной точкой создания фильма «Цареубийца» можно считать весну 1989 года, когда режиссёр Карен Шахназаров прочитал в журнале «Родина» очерк «Принуждены вас расстрелять». Автором нашумевшего материала, посвященного расстрелу царской семьи в 1918-м году и последующим поискам места её захоронения, являлся сценарист Гелий Рябов, известный по телесериалам «Рождённая революцией» и «Государственная граница». До занятий литературным трудом он служил в милиции следователем, одновременно являясь консультантом всесильного в брежневские времена министра внутренних дел Николая Щёлокова. В конце 1970-х годов и затем в «перестройку» Рябов вел собственное расследование обстоятельств гибели последнего русского императора. И именно он, совместно с геологом Александром Авдониным обнаружил останки царской семьи в 1979 году. Правда, сразу же закопав их обратно.

    - Я прочитал очерк Рябова, – вспоминает Карен Шахназаров, - и что-то меня как говорится «стукнуло». Понятно, что никакого «собственного» расследования Рябов без санкции «сверху» проводить не мог. Стоял ли за этим сам Щёлоков, как утверждал в беседе со мной Гелий Трофимович, ручаться не могу. Однако не вызывает сомнений тот факт, что Рябов тогда нашёл именно то, что искал. Группа ориентировалась на так называемую «записку Юровского» (непосредственный руководитель расстрела семьи Николая II – прим. авт.) – место, где группа обнаружила останки, было указано в документе. Конечно, тогда никакой экспертизы не производилось. Но с другой стороны: такое совпадение… Сначала сценарий написал сам Гелий, мне не понравилось: он был «влюблён» в Николая II, для картины это плохо – нужно всегда сохранять объективность. В итоге мы с моим постоянным соавтором и другом Александром Бородянским сами сели за сценарий.

    Случайно или нет, но примерно за год до начала съёмок «Цареубийцы» Карен Шахназаров и Александр Бородянский написали сценарий фильма «Палата №6» по одноименной повести Антона Чехова – для советско-итальянского проекта, внезапно свернутого по инициативе иностранцев. У режиссера остался «на руках» богатый материал: вместе со своим постоянным соавтором он посетил большое количество клиник для душевнобольных, общался с пациентами, изучал психиатрию. Как позже признавался сам Карен Шахназаров, многое из услышанного и увиденного было использовано в работе над «Цареубийцей» - картиной, формально посвящённой расстрелу царской семьи. Однако историческое событие стало для режиссёра-философа всего лишь поводом для более широкой художественной и нравственной рефлексии.

    ЦАРЕУБИЙСТВО КАК СЮЖЕТ: ИСТОРИЯ И ВЫМЫСЕЛ:

    Пациент психиатрической клиники Тимофеев (М. Макдауэлл) считает себя убийцей двух императоров – Александра II и Николая II – Игнатием Гриневицким и Яковом Юровским одновременно. При этом воспоминания его настолько точны и подробны, что невольно наводят на мысль о переселении душ. Новый главврач больницы (О. Янковский) решается начать со странным больным курс ролевой психотерапии, выдаёт себя за императора и… проваливается в образ царя как в Маракотову бездну. С доктором происходит то же самое, что и с его пациентом – в него как будто вселяется чужое сознание и прошлое. В эту вымышленную мистическую историю вплетается реальное трагическое событие – расстрел Николая II и его семьи в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

    Режиссёр принципиально не хотел делать историческую костюмированную драму и сумел виртуозно выстроить драматургию, позволяющую легко «управлять» сюжетом во времени и пространстве. Но не только затем, чтобы в точности воссоздать канву последнего дня (и ночи) императорской семьи. Глубинный смысл отражён в самом названии картины, которое, по словам Карена Шахназарова, следует трактовать несколько шире – как обобщённый феномен, опираясь на общий контекст всей российской истории:

    - В своё время граф Орлов, отвечая на вопрос: «Каким является общественно-политический строй в России?», честно признался: «Абсолютизм, ограниченный цареубийством». И это так! У нас Павел I был убит в результате заговора. По одной из версий смерть Петра III также считается насильственной. Любопытно, что в основании династии Романовых и в её окончании присутствует ещё и детоубийство. В 1918-м расстреляли цесаревича Алексея, а при воцарении Михаила Фёдоровича Романова в 1613-м году на Серпуховских воротах Кремля повесили четырёхлетнего сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II – Ивана, прозванного «Ворёнком». Мотивы ясны: этого мальчика в любой момент могли использовать противники Романовых, выдав за «законного» наследника престола – могла снова начаться Смута. Я хотел отразить этот момент в фильме, тем более драматургия нам это позволяла. В итоге передумал, о чём, честно сказать, сейчас немного жалею.

    Конечно, цареубийства случались не только России. Монархов казнили и раньше – вспомнить, к примеру, Карла I, Людовика XVI, Марию – Антуанетту… Данное, с позволенья сказать «средство» борьбы за власть было распространено и в Европе, однако расправы над низложенными правителями хоть и формально, но всё же были обличены в юридические формы – происходили судебные процессы, обвиняемые могли защищаться. Николая же и его семью приговорили к смерти без суда и следствия. В этом плане гражданская позиция Карена Шахназарова, утверждавшего в 1991-м году, что эхо екатеринбургских выстрелов мы будем слышать ещё очень долго, вполне прозрачна. Когда государственным актом признаётся необходимость уничтожения детей – после этого позволены любые преступления. И всё что, произошло со страной впоследствии – кровавая Гражданская война, лагеря, голод, репрессии – лишь производное случившегося в подвале дома Ипатьева.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ:

    Сама концепция «Цареубийцы» указывает на то, что режиссер не ставил перед собой задачу документально воспроизвести мучительную гибель Романовых – событие Шахназаров осмысливает художественно, пытаясь понять: как такое вообще стало возможным? Ответ на этот вопрос был просто немыслим без тщательного изучения и анализа исторических документов.

    - Всё, что было известно об этом деле тогда – до деталей, в картине есть, – отмечает Карен Шахназаров. - Мы внимательно ознакомились с книгой Николая Соколова «Убийство Царской Семьи». В 1918-м году он являлся следователем по особо важным делам Омского окружного суда – Колчак поручил ему расследование всех обстоятельств расстрела. Соколов собрал множество вещественных доказательств, опросил свидетелей, провёл десятки экспертиз. Вместе с Александром Бородянским мы много работали в архивах – я лично держал в руках дневник императрицы. Цитата из Библии, прозвучавшая в фильме – взята из него. Последняя запись Александры Федоровны сообщает о том, что дочь читала ей Библию. Газета, которую читает Николай своим домочадцам – это реальные заголовки прессы в июле 1918 года. Некоторые подвергают сомнению подлинность «записки Юровского», тексту которой мы также следовали весьма скрупулёзно, но никаких других документов нет. Что меня убеждает, что «записка Юровского» была написана его рукой – тела-то нашли именно там, где он указал!

    Внутренний «мир» картины также создан с большим вниманием ко времени, в котором происходит действие – будь то мрачная ледяная современность советской психиатрической больницы, эпизод из жизни царской семьи в Зимнем дворце или бытовое пространство в последнем пристанище Романовых - доме Ипатьева. Печально знаменитое здание было снесено ещё в 1975 году – его интерьеры предстояло воссоздать. И здесь не обошлось без мистики. По прибытию в Екатеринбург (тогда еще Свердловск) съемочной группе удалось обнаружить в одном из домоуправлений чудом сохранившийся план ипатьевского дома!

    - Работа по восстановлению дома Ипатьева была особенно трудной и долгой, - рассказывает художник-постановщик Людмила Кусакова. - Мне важно было передать ощущение некой гармонии, устойчивого, обжитого быта. Сложность заключалась ещё и в том, что речь шла о реальном особняке, имеющем точное описание, но лишь в литературных произведениях. Сохранились также маленькие чёрно-белые фотографии отдельных уголков дома. Нам повезло: нашли план здания. Еще одно чудо: для так и не созданного музея кто-то восстановил камин. Ну а дальше по крохам, по кусочкам воссоздавали это огромное внутреннее пространство.

    Ещё один принципиально важный момент в картине, который невозможно обойти, говоря об исторической достоверности ленты – встреча Юровского с Владимиром Лениным. Роль вождя мировой революции в расстреле до сих пор неясна. Во всех юридических документах стоит подпись Якова Свердлова. Но трудно предположить, чтобы Ленин, вникавший в любые мелочи, вплоть до того, как распорядиться мешком гвоздей (неслучайно же на эту «дотошность» обращали внимание многие советские кинематографисты, вспомнить хотя бы фильм Ю. Райзмана «Коммунист»), ничего не знал и не решал. Бытует версия, что Владимир Ильич в роковую минуту как бы «самоустранился», но всё происходило с его молчаливого согласия. В фильме этот мучающий историков вопрос решен с присущей режиссёру изящностью: Юровский лишь предполагает (весьма уверенно), что они «сделали это вдвоём». Но в ответ «ни слова, ни даже намёка, ничего». Лишь огромный, добела высвеченный солнцем кремлевский двор – ни души, только две маленькие фигурки.

    ПАЛАЧ И ЦАРЬ:

    «Тупица, лишённый воображения», - такую нелестную характеристику даёт обывателю доктор Александр Егорович (А. Джигарханян), рассуждая о том, кем на самом деле является «нормальный человек». Эту фразу можно принять за своеобразный авторский реверанс не больному шизофренией Тимофееву, а самому артисту - Малкольму Макдауэллу, который сумел достичь поистине жуткого психологизма минимальными актёрскими средствами. Его чудовищное безумие умещается в едва уловимые движения лицевых мышц и поистине бездонные глаза - всегда широко распахнутые, но в тоже время как бы прячущие страшную тайну.

    - Выстраиваем сцену: Макдауэлл в полупрофиль со спины. Начинаем снимать - он уже лицом перед камерой! Говорю ему: «Малкольм, здесь ты не должен быть лицом!» Он в ответ смеется: «Я сделаю все правильно, но ты же знаешь: у меня главное – глаза!» - вспоминает работу с исполнителями главных ролей Карен Шахназаров. – И это правильно. Большой артист всегда знает свои сильные стороны. Макдауэлл делал всё как надо. Как, впрочем, и Олег Иванович Янковский, который часто говорил режиссёрам: «У меня хороший крупный план!» И это так. У Олега был совершенно гениальный крупный план. Он мог на самом деле ни о чём не думать, но на крупном плане на его лице было столько всего написано!

    Юровский Макдауэлла словно всадник Апокалипсиса, колесящий по Екатеринбургу в чёрном плаще, даёт картине нужный ток, создаёт действительно инфернальное напряжение. Дуэль «пациент-доктор» отражается в историческом зеркале поединком ничтожного рокового злодея против некогда всесильного, а теперь низложенного императора. Поединок, собственно, происходит в душе Юровского – «Посмею ли?» Царь же смиренно ожидает своей участи – символ жертвы, созданный Олегом Янковским настолько убедителен, что белый ли халат, царская ли шинель – неважно…

    В интервью Карен Шахназаров признавался, что его интересовал, прежде всего, феномен «человека-исполнителя». Герой Макдауэлла, по сути, вечный персонаж мировой истории, в которой всегда есть те, кто принимает ответственные решения и те, кто нажимают на курок. В данном случае это был обыкновенный обыватель, сын старьёвщика с окраины Российской империи. Но именно его рука пресекла существование трёхсотлетней царской династии.

    Кстати, на премьере в Италии один из представителей дома Романовых попросил режиссёра передать Олегу Янковскому благодарность. По его словам, актёр создал образ Николая II в точности таким, каким его и представляли потомки некогда царского рода.

    МИСТИКА В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ:

    Изначально задумывалось, что главные роли в картине будут исполнять Олег Янковский и Малкольм Макдауэлл. Но если интерес к роли царя Олег Иванович, по словам режиссёра, проявил сам, то появление в фильме британского актёра сопровождалось изрядной долей мистики.

    - Когда пишешь сценарий перед глазами обязательно нужно иметь актёрское лицо», - рассказывает Карен Шахназаров. - Макдауэлл и был тем самым лицом, которое мы перед собой представляли, создавая литературный сценарий. Хотя тогда мне даже в голову не могло прийти, что я с ним буду работать! Малкольм в то время входил в тройку ведущих актёров мира. Фильмы «Заводной апельсин», «О, счастливчик», «Калигула» стали хитами – прошли с огромным успехом во многих странах. Как получить такого актёра в свой фильм?

    Однако проектом неожиданно заинтересовался британский продюсер Бенджамен Брамс, став настойчиво предлагать режиссёру свою помощь. Хотя, по словам Шахназарова, он в тот момент не испытывал никаких трудностей. В одной из бесед режиссёр признался продюсеру, что самым большим его желанием является участие в фильме Малкольма Макдауэлла. «Это нереально!» - воскликнул продюсер и исчез. Карен Шахназаров стал готовиться к съёмкам – даже успел попробовать на роль Юровского Алексея Петренко. Неожиданно раздался телефонный звонок. «Я переговорил с агентом Малкольма», - сообщил продюсер. – «Его заинтересовала эта история. Берите сценарий и отправляйтесь в Женеву».

    Режиссёр спешно вылетел в Швейцарию. Дальше, как вспоминает Карен Шахназаров, всё происходило как в кино. Макдауэлл через продюсера назначил Карену Шахназарову встречу в холле отеля.

    - Тогда мобильной связи не было, так что я немного переживал: «А если он не придёт на встречу?» Ведь у меня на следующий день самолет в Москву! И гостиница была прямо-таки шпионская! Какие-то бесконечные лестницы, полумрак…» - рассказывает Карен Шахназаров. - «Но спускаюсь в назначенный час – сидит Макдауэлл. Сразу спросил: «Могу ли я прочесть сценарий ?» А у меня с собой сценарий только на русском! Макдауэлл вежливо попросил: «Тогда расскажите». Я, конечно, неплохо владею английским, но не до такой степени, чтобы подробно пересказать столь сложный сюжет! Мой монолог продолжался около сорока минут. В конце концов, Малкольм поднялся с кресла и сказал: «Хорошо, переводите сценарий и присылайте!» На этих словах мы расстались. Но интересно вот что: я был абсолютно уверен, что Макдауэлл будет у меня сниматься. И потом, когда начались съёмки, когда мы подружились, он мне признался: "Знаешь, в тот момент, когда ты рассказывал мне о сценарии, я ничего не понял. Кроме того, что в этой картине я точно буду сниматься".

    Так и получилось: разговор режиссёра с исполнителем главной роли состоялся в марте, а в августе Малкольм снимался во Владимире. Кстати, за время съемок британец успел дать несколько интервью советской прессе, в которых весьма лестно отзывался о нашей стране, поражаясь при этом стремительным переменам, происходящим в тот момент в общественном сознании.

    Кстати, в беседе с корреспондентом газеты «Культура» в 1991 году Макдауэлл также отметил некоторые мистические странности, сопутствовавшие съёмкам фильма:

    - Когда мы снимали сцену в подвале ипатьевского дома, мне вдруг стало не по себе. Это был какой-то мистический ужас. Во многих фильмах мне приходилось стрелять и «убивать». Но впервые мне стало плохо именно там. Да и другие актёры явно были не в своей тарелке. Многие плакали и отказывались заходить в ту комнату, хотя это была всего лишь декорация.

    СЪЁМКИ - ДВЕ КАРТИНЫ:

    «Цареубийца» - первая и, возможно, до сих пор единственная картина отечественного производства, которая снималась сразу в двух языковых вариантах – русском и английском. Участие в проекте мировой звезды Малкольма Макдауэлла автоматически подразумевало международный прокат. Британец Бенджамен Брамс настаивал на том, чтобы лента изначально снималась на его родном языке – для лучшего восприятия западной аудиторией. Карен Шахназаров предложил своеобразный компромисс: выпустить в России англоязычную картину на столь животрепещущую в те годы тему, режиссеру справедливо казалось не то, чтобы не этичным, а в корне неправильным. В итоге советские актёры учили английские фразы по русской транскрипции, чтобы при озвучивании в разных версиях идеально совпадала артикуляция. Как вспоминает Карен Шахназаров, приходилось делать двойную работу:

    - Я считаю, что Армен Борисович Джигарханян и Олег Иванович Янковский вообще совершили подвиг - вызубрили сложнейший текст, хотя оба английского не знали совершенно. Я был поражён! Мы им ставили произношение, но потом, конечно, их персонажей озвучивали английские актеры в Лондоне. Снимали два дубля по-русски, два - по-английски. Но помимо произнесения текста, надо ведь было ещё играть! Малкольм, кстати, сразу признался мне, что не в состоянии выучить русский, но работал наравне со всеми (его роль озвучил Юрий Беляев). Повторить такое я сейчас бы не решился – это даже чисто физически тяжело!

    В результате «Цареубийца» тоже «раздвоился» (тут невольно хочется добавить: как и сознание героя Малкольма Макдауэлла). Фактически это две картины: внимательный зритель уловит нюансы света, постановки кадра, монтажа, игры актёров – ведь это другие дубли! Плюс, в английской версии – немного иное музыкальное сопровождение.

    ПОСЛЕДНЯЯ КАРТИНА СОВЕТСКОГО СОЮЗА:

    Перечитывая прессу начала 1990-х, невольно отмечаешь, что ни одна из прежних картин Карена Шахназарова не сопровождалась такими спорами и даже обвинениями в адрес режиссёра (причем задолго до окончания работы)! Постановщика упрекали то в белогвардейщине, то в монархизме, а то и вовсе в симпатиях к тоталитаризму…

    «Цареубийцу» называли «отходной коммунистическому строю», «духовной драмой общества», попавшего в историческую ловушку и в поисках выхода пытающегося вспомнить, где находится вход, где начало порочного круга. Картиной, которая правдиво изложила канву основополагающего события новейшей истории, воплощением идеи подлинной вины и подлинного покаяния, охватывающего людей, совершенно неповинных в злодеянии, но все равно испытывающих ответственность за преступление, совершенное до их рождения. По воспоминаниям Карена Шахназарова, на просмотрах порой кипели нешуточные страсти:

    - Моя мама, побывав на премьере в одном из столичных кинотеатров, рассказывала мне: «Ты не представляешь, что там творилось! Люди вскакивали с мест. Одни кричали: «Долой большевиков!» Другие: «Долой Николая!» Чуть ли не до драк доходило в зрительном зале! Была зачастую яростная реакция. Эта картина на самом деле не удовлетворяла ни монархистов, ни представителей и сторонников коммунистической партии. Мы старались быть объективными и оказались где-то посередине. Картина не идеализирует Николая II, как это делали его тогдашние и нынешние поклонники. Последний русский император был сложной, трагической фигурой. Интересно и то, что «Цареубийца», по сути, является «последней» картиной Советского Союза. Она вышла в прокат поздней осенью, а в декабре над Кремлем спустили красный флаг. И в этом совпадении тоже есть что-то мистическое.

    Оглядываясь назад, понимаешь, что такое количество трактовок и интерпретаций могло собрать лишь действительно… настоящее произведение искусства, которое априори рождает жаркие споры – пробуждает сильные чувства, заставляет мыслить. Любая волна критики или, напротив, восторженных отзывов, на самом деле быстро успокаивается. Что остаётся? Зрительский интерес. Именно он, пожалуй, и является главным мерилом мастерства любого режиссёра. Кинокритик Сергей Лаврентьев, закрывая большую дискуссию о фильме в газете «Культура» осенью 1991 года, заявил: «Именно после «Цареубийцы» Карен Шахназаров стал крупным режиссёром не в советском, а в мировом смысле этого понятия». Время подтверждает эти слова

    По материалам порталов Мосфильм-Инфо, Кинопоиск
    Сергей Лаврентьев для газеты «Культура», 1991 г.

    Photo by Tiana
    Photo by Alex
    Photo by Jacob
    Photo by Leopold
    Photo by Leo
    Photo by Lea
    Photo by Paul
    Photo by Arnaud
    Photo by Oliver
    Made on
    Tilda