О СОЗДАНИИ ФИЛЬМА- В конце 1970-х Александр Володин написал сценарий «Горестная жизнь плута». Он позвонил Георгию Данелии, который был тогда худруком объединения комедийных и музыкальных фильмов, и сказал, что, как ему кажется, объединению этот сценарий может быть интересен. Данелия отдал сценарий молодым режиссёрам Юрию Кушнерёву и Валерию Харченко. Однако Александру Калягину, который, по задумке Володина, должен был исполнять главную роль, не понравилось, что фильм будут снимать неопытные режиссёры. Тогда Данелия предложил снять фильм Павлу Арсенову. Арсенов с радостью согласился и пообещал приступить к съёмкам фильма после того, как закончит работу над своим фильмом. Вскоре Володин и Калягин встретили Арсенова в ресторане Дома кино они; проговорили около часа, но Арсенов ни слова не сказал о «Горестной жизни плута». Калягин решил, что раз Арсенова новый сценарий совершенно не волнует, будет лучше найти другого режиссёра. А через неделю Володин пришёл к Данелии и объявил о своём решении сделать из сценария пьесу и отдать в театр. «Зачем? — возмутился Данелия, — По этому сценарию можно снять отличный фильм!». В ответ на это Володин предложил Данелии снять фильм самому. Тот ответил, что это «не его материал»: о Володине ходили слухи, что он не позволяет корректировать свои сценарии, и Данелия опасался с ним работать. Однако Володин оказался гораздо покладистей, и они с Данелией принялись за работу.
- После корректировки сценария Г. Данелии стало ясно, что Калягин не подходит на роль Бузыкина. Володин не стал возражать. «Теперь это твой фильм, — сказал он, — тебе и решать». Сообщить Калягину эту новость поручили Юрию Кушнерёву, что он охотно сделал, ведь это из-за Калягина он стал не режиссёром-постановщиком фильма, а всего лишь вторым режиссёром
- Нужно было искать другого актёра. Ассистент по актёрам Елена Судакова предложила кандидатуру Олега Басилашвили. Но Данелия отказался его снимать. «Я его в театре тогда не видел, — сказал он позднее, — а в фильмах Рязанова он мне казался таким уверенным, властным — словом, совсем не Бузыкин». На роль Бузыкина пробовалась, по выражению Данелии, «вся актёрская сборная Советского Союза» — Леонид Куравлёв, Николай Губенко, Станислав Любшин, Анатолий Кузнецов и другие. Но после каждой пробы Данелия говорил: «Хорошо. Но — не то».
- Судакова вновь предлагала Басилашвили, но режиссёр упорно отказывался. В конце концов Елена сама вызвала Басилашвили из Ленинграда. Появление этого актёра на «Мосфильме» было для Данелии неожиданностью, но ему ничего не оставалось, кроме как согласиться провести пробы вечером того же дня. Судакова предложила Данелии подбросить Басилашвили до Покровских ворот, что он и сделал. Высадив Басилашвили и проехав 50 метров, он посмотрел в зеркало заднего вида и увидел, что Басилашвили совершенно преобразился: «Смотрю, совсем другой человек стал, — вспоминал он позже. — Кепка у него как-то набок съехала, улицу перейти не может: рыпнется вперёд — и тут же назад. Так это же Бузыкин!». После этого он позвонил Судаковой и сообщил, что берёт Басилашвили без проб. Оказалось, что это была её задумка: она знала, что Данелия посмотрит в зеркало заднего вида и подговорила Басилашвили сыграть Бузыкина
- Замысел снять Марину Неёлову у Георгия Данелии появился задолго до начала работы над «Осенним марафоном». Впервые он увидел её в курсовой работе своего ученика по режиссёрским курсам, где она играла работницу метро. Тогда он подумал: «Надо обязательно снять эту девочку». Приступив к «Осеннему марафону», Данелия поручил Судаковой найти эту актрису, что она и сделала
- С ролью Варвары проблем не было: Данелия сразу утвердил на неё Галину Волчек, с которой он познакомился ещё в детстве. Также сразу было решено, что в фильме сыграет Евгений Леонов. Но первоначально для него была уготована роль соседа Аллы (впоследствии эта роль досталась Николаю Крючкову). На том, чтобы дать ему более заметную роль, настояла Судакова, за что Данелия был ей очень благодарен (впрочем, как и за Басилашвили в роли Бузыкина)
- Последним вакантным местом в актёрском составе стала роль профессора Хансена. Юрий Кушнерёв предложил на неё своего знакомого, журналиста из ФРГ Норберта Кухинке. Данелия попросил Кушнерёва сделать так, чтобы он мог посмотреть на Кухинке, не знакомясь с ним. Кушнерёв назначил Норберту встречу у проходной «Мосфильма». Данелия, увидев Кухинке, понял, что он идеально подходит на эту роль. Но сам к нему тогда не подошёл: чтобы пригласить на съёмки гражданина западного государства, требовалось получить разрешение вышестоящих органов. Чтобы получить его, создатели фильма обратились в иностранный отдел Госкино. Оттуда их перенаправили в МИД, из МИДа — в КГБ, из КГБ — в Управление по обслуживанию дипкорпуса, а оттуда — снова в Госкино. Тогда Михаил Шкаликов, начальник иностранного отдела Госкино и знакомый Данелии, посоветовал ему не спрашивать ни у кого разрешения — его никто не даст, потому что никто не хочет брать на себя ответственность. Так Данелия и поступил. После этого он обратился к самому Кухинке, но тот отказался сниматься — он был занят работой, да и опыта съёмок у него не было. Но режиссёру удалось уговорить его, пообещав, что съёмки займут всего 10 дней (в итоге они растянулись на месяц). Но затем возникли новые проблемы — фактом задействования в фильме западногерманца возмутилось руководство ГДР. Чтобы не ущемлять ничьих интересов, было решено сделать Хансена не немецким, а датским профессором
- Первоначально сценарист фильма Александр Володин назвал свой киносценарий «Горестная жизнь плута». Однако это название не соответствует сути фильма: оно характеризует Бузыкина только лишь отрицательно, в то время как его образ гораздо сложнее. Позднее авторами было придумано другое название, более нейтральное и соответствующее смыслу картины — «Осенний марафон». Прилагательное «осенний» использовано потому, что главному герою, хоть он и достаточно молод, уже не 20, а существительное «марафон» — потому что он всё «бежит», не находит времени остановиться и «оглядеться»
ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМА- Алло. Ну что вы там молчите? Хоть бы мяукнули...
* * *- Тебе не показалось, что у него женский голос?
- У кого?
- У Веригина.
- Он через секретаршу звонил...
* * *- Нина, что-нибудь купить? У меня после семинара будет время.
- Купи цветы секретарше...
* * *- У тебя "Разбитая луна" в каком состоянии?
- В разбитом.
* * *- Надо будет ночью посидеть.
- Посиди... Чем по бабам бегать... в нашем возрасте.
- По каким бабам?
- Ленинград город маленький, Андрей Палыч...
* * *- Я же сказал, на кафедре.
- У вас же по четвергам кафедра.
- Приду домой, объясню. Тут уже стучат.
- Где стучат? На кафедре?..
* * *- Куртку я в пианино положу. Ленка с Виктором придут, начнут играть, а звука нет. Что такое? Открывают, а там сюрприз!..
* * *- Трудно сказать всё это.
- Ничего, мужик, говори. Это сначала трудно, а потом будет легче, всем.
- Я был в вытрезвителе...
* * *- Ну... тут такие дела...
- Приходи после дел.
* * *- Ты тот хозяин, который, жалея собаку, отрезает хвост по частям...
* * *- Как же он сюда головой попал?
- Как олень сохатый, влетел!
* * *- Задавил человека, и еще будешь выступать?! Иди отсюда, а то сейчас по талии как врежу!..
* * *- Он задавил человека, а теперь избивает!..
* * *- Она не плохая, нелепая только.
* * *- Жалко мне эту дурочку. Промурыжишь ее до 40 лет, как меня мой, и бросишь...
* * *- Надо отметить знакомство.
- Мы пас, у нас работа.
- Это работе не помешает. Русская водка! Им нравится. Надо бумаги убрать, закапаем...
* * *- У вас в Дании такие заграничные куртки выкидывают?
- Нет. Это чистый хлопок. Это дорого.
- А у нас чуть рукав порвался, и выкинули!..
* * *- Всего по сто пятьдесят. Чистая формальность...
* * *- Тостуемый пьет до дна!..
* * *- Нет, все народы мира должны с ним пить.
* * *- Тостующий пьет до дна!..
* * *- Хорошо сидим!
* * *- Плохо он воспитывает свою жену...
* * *- На машинах понаехали ханурики, все грибы подмели...
* * *- Я же сказал, что не хочу собирать грибы. А вы даже не реагируете. Как будто меня здесь нет.
- Ты в компании пришел? В компании и уйдешь!..
* * *- Ты бы врал где-нибудь в одном месте. А то когда и там, и тут, по-моему, хлопотно очень...
* * *- Палыч, беда! Билла в вытрезвитель замели.
- Зачем?
- Вчера пообедали - не хватило, в гастроном - не хватило. Опять поехали, а там эти дружинники. Я говорю, он профессор из Дании, а они ржут...
* * *- Там было много новых слов...
* * *- Андрей, я алкач?
- Алкач...
* * *- Честно говоря, мне было бы легче, если бы ты ушел. Ты знаешь, я стала бояться тебя. Я все время думаю: сейчас он опять соврет. От этого же можно с ума спятить...
* * *- Леной клянусь!
- Ты клянешься Леной, когда она там, в воздухе?!
* * *- Может, у тебя остались какие-нибудь черновики? Может, ты отдашь их мне?
- А полы тебе не помыть? А то я вымою, ты свистни!..
* * *- Андрей, дом, где я спал, как называется? Трезвеватель?..
* * *- Я говорил ему, а он - коктейль, коктейль... Хиппи лохматый!
* * *- Когда же мы увидимся?
- Я записываю.
* * *- Андрей, вы готов?
- Готов!