АртКино Прокат предлагает в повторный выпуск культовую комедию «
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» ознаменовавший великолепный дебют в кино Элема Климова. Повторный выпуск картины приурочен к Международному Дню Защиты Детей (1 июня 2021) и к всегда долгожданному началу лета.
«
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — картина для любого возраста и для любого времени, нестареющий шедевр советского кино «…
для взрослых, которые были детьми и для детей, которые обязательно будут взрослыми». Три вещи определили удачу Элема Климова в этой ленте: его невероятное чувство юмора, его умение подобрать актёров и редчайший дар работы с детьми на съёмочной площадке. Климов снимал свою дебютную картину как иносказательную историю. Образ пионерского лагеря разрастался в ней до образа всей страны. В фильме режиссёр выступал против «
системного идиотизма, перечёркивающего индивидуальность» и «
демагогической ахинеи, впитавшейся во все поры общества». Фильм сразу стал ярким событием в отечественном киноискусстве и разошёлся на цитаты в народ. В нём великолепно всё — и сценарий, и постановка, и актёры, и монтаж, и сам стиль. Согласитесь, что создать фильм для детей, но со взрослым юмором — это редкая удача и для режиссёра, и для зрителя. Элем Климов известен способностью открывать новые таланты. Так и в его собственном первом фильме одну из своих первых больших ролей в кино получил Евгений Евстигнеев. Темы фильма тоже нисколько не устарели: бюрократические маразмы, двойные стандарты, здоровое детство на природе и даже - эпидемия ! Как неожиданно резонирует с сегодняшним днём тема «
коклюша на том берегу», дезинфекция, призывы «
всячески избегать контактов» и опасения, что «
наедут бациллоносители».
СЮЖЕТ:
Костю Иночкина исключают из пионерского лагеря за то, что он переплыл реку в неположенном месте. Не желая доводить бабушку до инфаркта своим досрочным возвращением, мальчик тайком возвращается в лагерь, где переходит на «нелегальное положение». Друзья помогают ему оставаться незамеченным и пытаются сорвать родительский день. Ведь именно в этот день Костина бабушка заявится в лагерь… О ФИЛЬМЕ: Драматурги Нусинов и Лунгин предложили Элему Климову для дипломной работы сценарий «фильма о пионерском лете». Тот согласился несмотря на то, что сам никогда в пионерских лагерях не отдыхал. Студент Климов был гордостью курса и лауреатом премии кинофестиваля ВГИКа. Поэтому ему позволили снять полнометражную картину на «Мосфильме» без диплома.
КАСТИНГ: Юных актёров искали в московских школах. Первоначально Виктора Косых пробовали на роль Марата, но ему не понравилось, что по сценарию ему придётся прыгать в крапиву голышом, и он поставил перед собой цель — получить роль Кости Иночкина и добился своего. Славу Царёва, сыгравшего роль мальчика с сачком, Элем Климов встретил случайно, во время поездки в троллейбусе и его персонаж был придуман специально для юного актёра. На роль директора-бюрократа художественный совет предлагал Михаила Пуговкина. однако Климов настаивал на Леониде Куравлёве или Евстигнееве, но Куравлёв уже договорился с Василием Шукшиным о съёмке в фильме «
Живёт такой парень», а про Евстигнеева худсовет заявил: «
Кто угодно, только не он». На это режиссёр ответил: «
Тогда кто угодно, только не я». Наглость студента обескуражила и, в итоге, Евстигнеев был утверждён на роль.
СЪЁМКИ:
- «Фильм всё время висел под угрозой закрытия, поэтому снимали его в бешенном ритме», — рассказывал режиссёр. Каждые три дня он самолично интересовался у директора ленты: «Сколько денег мы уже потратили?» Услышав цифру, Климов обычно качал головой: «Надо больше тратить, чтобы нас было труднее закрыть!». «Сдавать картину я должен был 15 мая 64-го года. А мы завершили работу в предновогодние дни… на полгода раньше», — вспоминал он. А ведь это — уникальный в истории кино производственный рекорд.
- Съёмки шли в Тульской области и в знаменитом пионерлагере «Орлёнок» под Туапсе.
- На съёмках стало известно, что во время проб Витя Косых утаил от режиссёра своё неумение плавать и cъёмки сцены с его блестящим заплывом кролем перенесли на неделю, за которую он и научился плавать.
- А в сцене начала «эпидемии» Элем Климов долгое время пытался снять удачное попадание огурца в голову Серёжи Кокорева, сыгравшего роль Шарафутдинова. В благодарность за терпение Климов вручил ему перед строем шоколадную медаль со словами: «Награждается Кокорев за героическое поведение в кадре».
- Лидия Смирнова сама создавала образ своей «докторши» и он оказался столь необычным, что многие коллеги не узнали её на экране.
- Во время работы над фильмом взрослые актёры быстро нашли общий язык с детьми. Евгений Евстигнеев научил детей играть в карты, которые по фильму должен был у них «конфисковать».
- В «Орлёнке» произошла забавная ситуация со Славой Царёвым. Узнав, что Слава курит в туалете, режиссёр вызвал юного актёра к нему. Когда Царёв пришёл в гостиничный номер и начал оправдываться, комнату начали заполнять мыльные пузыри. Оказалось, что мальчик наелся зубной пасты, чтобы скрыть запах сигарет.
- А сцена разговора завхоза, физрука и вожатых под трибуной, где прятался Костя Иночкин и должен был с аппетитом есть суп из кастрюли была снята только с двадцать седьмого дубля. С тех пор актёр возненавидел рассольник
ПРОБЛЕМЫ С ЦЕНЗУРОЙ:
- Ещё до начала съёмок ректор ВГИКа обращался в Госкино и в ЦК КПСС с просьбой не допускать сценарий к постановке, а «Мосфильм» наоборот разрешил студенту выпускного курса снять фильм. А когда съёмки были уже в самом разгаре, картину опять попытались закрыть. В съёмочную группу пришла телеграмма от дирекции «Мосфильма» с требованием свернуть все работы и возвращаться из экспедиции в Москву. И лишь мудрость директора съёмочной группы, который сказал: «А мы этой телеграммы не получали», позволила режиссёру Элему Климову закончить картину.
- На приёмке в Госкино просмотр фильма прошёл в полной тишине. Чиновники не смеялись даже в самых весёлых моментах. Однако после просмотра один из редакторов «Мосфильма» шепнул Климову: «Потрясающе смешная картина! Я оборжался…».
- Цензоры Госкино назвали фильм «антисоветским» и «антихрущёвским». Цензорам не понравилась сцена «похорон» бабушки Кости. В портрете актрисы Екатерины Мазуровой они усмотрели пародию на генсека и посчитали, что в фильме «хоронят Хрущёва». Марк Донской, Сергей Юткевич и Иван Пырьев защищали картину, в дело вмешался Сергей Герасимов, который в то время был фактически главной фигурой во ВГИКе. Фильм был отправлен на дачу Хрущёву. Генсек посмотрел фильм и посчитал его смешным. Герасимов устроил Грошеву скандал, в итоге картина получила разрешительное удостоверение, а Климову выдали диплом с отличием.
- Фильм показывался на Международном кинофестивале в Каннах 2 раза: в 1966 и 2015 годах.
КИНОЯЗЫК : Фильм продолжил традиции советского кино и отсылает к советскому немому кино и, в частности, к творчеству Сергея Эйзенштейна. По мнению киноведа Коршунова, в картине Элема Климова нет главного героя, Иночкин не является протагонистом в полной мере, а главным действующим лицом является пионерский отряд, как и в фильмах Эйзенштейна «
Броненосец Потёмкин» и «
Стачка» главным героем является «масса». Роль докторши является, по мнению киноведа, отсылкой к героине учительницы в пенсне из фильма «
Броненосец Потёмкин», а падение «стукача» в грязь — это аллюзия к фильму «
Стачка», где показаны шуточный обряд «развенчания» врагов пролетариата и сбрасывание их в реку. Также в фильме есть отсылки к сталинской эпохе. Фраза Дынина «
„Бодры" надо говорить бодрее. А „веселы" веселее» является, по словам киноведа, намёком на фразу Сталина «
Жить стало лучше, жить стало веселее».
"
Мне хотелось не столько обвинять, сколько защитить детей, которых так нелепо оболванивали. Помните транспарант, мелькающий на протяжении всей картины - «Дети — хозяева лагеря!». Мы все жили под транспарантами «Мы- хозяева своей страны!» Но ка не были ими, так и не стали..." – вспоминал режиссёр.
ПРЕССА :
«
Ах ». - Искусство кино
«
Ах Ах », - Los Angeles Times
«
Ах Ах Ах », - Variety
ФИЛЬМОГРАФИЯ РЕЖИССЁРА