Дистрибьюторская компания
АРТКИНО при поддержке киноконцерна
МОСФИЛЬМ выпускает в повторный прокат культовую комедию Элема КЛИМОВА «
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».
В кинотеатрах с 1 июня 2021 «
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — Картина для любого возраста и для любого времени, нестареющий шедевр советского кино «…
для взрослых, которые были детьми и для детей, которые обязательно будут взрослыми». Удачу Элема Климова в этой ленте определили: его невероятное чувство юмора, умение идеально подобрать актёров и редчайший дар работы с детьми на съёмочной площадке. Климов снимал свою дебютную картину как сатирическую притчу. Образ пионерского лагеря разрастался в ней до образа большой страны. В фильме режиссёр выступал против «
системного идиотизма, перечёркивающего индивидуальность» и «
демагогической ахинеи, впитавшейся во все поры общества». Фильм сразу стал ярким событием в отечественном киноискусстве и разошёлся на цитаты в народ. В нём великолепно всё — и сценарий, и режиссура, и актёры, и монтаж, и сам стиль постановки. Создать фильм для детей, но со взрослым юмором — это редкая удача и для режиссёра, и для зрителя. Элем Климов известен способностью открывать новые таланты. Так и в его собственном дебютном фильме одну из своих первых больших ролей в кино сыграл гениальный Евгений Евстигнеев. Темы фильма по-прежнему актуальны: устаревшие инструкции, бюрократические маразмы, двойные стандарты, здоровое детство на природе, стремление к полёту и даже - эпидемия! Как неожиданно резонирует с сегодняшним днём тема «
коклюша на том берегу», дезинфекция, призывы «
всячески избегать контактов» и опасения, что «
наедут бациллоносители».
Так что «чего это вы тут делаете?» Билеты-то уже в продаже! СЮЖЕТ:
Костю Иночкина исключают из пионерского лагеря за то, что он переплыл реку в неположенном месте. Не желая доводить бабушку до инфаркта своим досрочным возвращением, мальчик тайком возвращается в лагерь, где переходит на «нелегальное положение». Друзья помогают ему оставаться незамеченным и пытаются сорвать родительский день. Ведь именно в этот день Костина бабушка заявится в лагерь… О ФИЛЬМЕ: Драматурги Илья Нусинов и Семён Лунгин предложили Элему Климову для дипломной работы сценарий «фильма о пионерском лете». Тот согласился несмотря на то, что сам никогда в пионерских лагерях не отдыхал. Студент Климов был гордостью курса и лауреатом премии кинофестиваля ВГИКа. Поэтому ему позволили без диплома снять полнометражную картину на «Мосфильме». Хотя ректор ВГИКа, опасаясь крамолы, был категорически против.
КАСТИНГ: Юных актёров искали в московских школах. Первоначально Витю Косых пробовали на роль Марата, но ему не понравилось, что по сценарию ему придётся прыгать в крапиву голышом, и он поставил перед собой цель — получить роль Кости Иночкина и добился своего. Славу Царёва, сыгравшего роль мальчика с сачком, Элем Климов увидел его со спины, во время поездки в троллейбусе. Режиссёра поразили его уникальные уши, забитые речным песком, и он специально для него придумал персонаж «№13». На роль директора-бюрократа художественный совет настоятельно предлагал Михаила Пуговкина. Однако Климов настаивал на Леониде Куравлёве или Евгении Евстигнееве, но Куравлёв уже снимался у Шукшина в фильме «Живёт такой парень», а про Евстигнеева худсовет заявил: «
Кто угодно, только не он». На что режиссёр ответил: «
Тогда кто угодно, только не я». Наглость студента обескуражила и, в итоге, Евстигнеев был утверждён на роль, которую гениально сыграл.
СЪЁМКИ:
- «Фильм всё время висел под угрозой закрытия, поэтому снимали его в бешенном ритме», — рассказывал режиссёр. Каждые три дня он самолично интересовался у директора ленты: «Сколько денег мы уже потратили?» Услышав цифру, Климов обычно качал головой: «Надо больше тратить, чтобы нас было труднее закрыть!». «Сдавать картину я должен был 15 мая 64-го года. А мы завершили работу в предновогодние дни… на полгода раньше», — вспоминал он. Это был уникальный в истории кино производственный рекорд.
- Съёмки велись в пионерлагерях «Воркута-уголь» под Тулой, где отдыхали дети шахтёров, и «Красный Аксай» на юге, рядом с Туапсе, недалеко от знаменитого «Орлёнка».
- На съёмках стало известно, что во время проб Витя Косых утаил от режиссёра своё неумение плавать и сцену с его блестящим заплывом кролем перенесли на неделю, за которую он и научился плавать.
- А в сцене начала «эпидемии» Элем Климов долгое время пытался снять удачное попадание огурца в голову Серёжи Кокорева, сыгравшего роль Шарафутдинова. В благодарность за терпение Климов вручил ему перед строем шоколадную медаль со словами: «Награждается Кокорев за героическое поведение в кадре».
- Лидия Смирнова сама создавала образ своей «докторши», и он оказался столь необычным, что многие коллеги не узнали её на экране.
- Во время работы над фильмом взрослые актёры быстро нашли общий язык с детьми. Евгений Евстигнеев научил детей играть в карты, которые по фильму должен был у них «конфисковать».
- В «Орлёнке» произошла забавная ситуация со Славой Царёвым. Узнав, что Слава курит в туалете, режиссёр вызвал юного актёра к нему. Когда Царёв пришёл в гостиничный номер и начал оправдываться, комнату начали заполнять мыльные пузыри. Оказалось, что мальчик наелся зубной пасты, чтобы скрыть запах сигарет.
- А сцена разговора завхоза, физрука и вожатых под трибуной, где прятался Костя Иночкин и должен был с аппетитом есть суп из кастрюли, была снята только с двадцать седьмого дубля. С тех пор актёр возненавидел рассольник.
ПРОБЛЕМЫ С ЦЕНЗУРОЙ И ВЫХОД НА ЭКРАНЫ:
Ещё до начала съёмок ректор ВГИКа обращался в Госкино и в
ЦК КПСС с просьбой не допускать сценарий к постановке, а «Мосфильм», наоборот, разрешил студенту выпускного курса снять фильм. А когда съёмки были уже в самом разгаре, картину вновь попытались закрыть. В съёмочную группу пришла телеграмма от дирекции «Мосфильма» с требованием свернуть все работы и возвращаться из южной экспедиции в Москву. И лишь мудрость директора съёмочной группы, который сказал: «А мы этой телеграммы не получали», позволила режиссёру Элему Климову закончить картину.
На приёмке в Госкино просмотр фильма прошёл в полной тишине. Чиновники не смеялись даже в самых весёлых моментах. Однако после просмотра один из редакторов «Мосфильма» шепнул Климову: «
Потрясающе смешная картина! Я оборжался…».
Цензоры Госкино назвали фильм «антисоветским» и «антихрущ
ёвским». Цензорам не понравилась сцена «похорон» бабушки Кости. В портрете актрисы Екатерины Мазуровой они усмотрели пародию на генсека и посчитали, что в фильме «хоронят Хрущёва».
Марк Донской,
Сергей Юткевич и
Иван Пырьев защищали картину, в дело вмешался
Сергей Герасимов, который в то время
был фактически главной фигурой во ВГИКе. Фильм был отправлен на дачу Хрущёву. Генсек посмотрел фильм и посчитал его смешным. Герасимов устроил Грошеву скандал, в итоге картина получила разрешительное удостоверение, а Климов был допущен к защите диплома. В итоге Государственная экзаменационная комиссия по режиссёрскому отделению ВГИКа постановила выдать Элему Климову диплом с отличием.
Фильм показывался на Международном кинофестивале в Каннах 2 раза : в 1966 и 2015 годах.
КИНОЯЗЫК : Фильм продолжил традиции советского кино и отсылает к советскому немому кино и, в частности, к творчеству Сергея Эйзенштейна. По мнению киноведа Коршунова, в картине Элема Климова нет главного героя, Иночкин не является протагонистом в полной мере, а главным действующим лицом является пионерский отряд, как и в фильмах Эйзенштейна «
Броненосец „Потёмкин"» и «
Стачка» главным героем является «масса». Роль докторши является, по мнению киноведа, отсылкой к героине учительницы в пенсне из фильма «
Броненосец „Потёмкин"», а падение «стукача» в грязь — это аллюзия к фильму «
Стачка», где показаны шуточный обряд «развенчания» врагов пролетариата и сбрасывание их в реку. Также в фильме есть отсылки к сталинской эпохе. Фраза Дынина «„
Бодры" надо говорить бодрее. А „веселы" веселее» является, по словам киноведа, намёком на фразу Сталина «
Жить стало лучше, жить стало веселее».
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» я снимал как иносказательную историю. Образ пионерлагеря разрастался в образ нашей юной прекрасной страны. Но, несмотря ни на что, дети в фильме победили. Победили и полетели, как и мечтали. Детские мечты обязательно должны осуществляться. Помните, даже самый смешной мальчишка в бочке улетел. Если честно, я сам до последнего времени летал... во сне — со всеми трудностями, преодолением притяжения, переживаниями. Просыпался в поту. Правда, с годами «полеты» случались все реже."
"
Мне хотелось не столько обвинять, сколько защитить детей, которых так нелепо оболванивали. Помните транспарант, мелькающий на протяжении всей картины - «Дети — хозяева лагеря!». Мы все жили под транспарантами «Мы- хозяева своей страны!» Но ка не были ими, так и не стали..." – вспоминал режиссёр.